Как открыть структурное подразделение иностранной компании в России (аккредитация)?

Содержание статьи
- Как открыть обособленное подразделение зарубежного юрлица в РФ?
- 1-ый этап — подготовка Положения об ОП
- 2-й этап — вынесение Решения о создании ОП
- 3-й этап — подготовка документации на регистрацию ОП в ФНС
- 4-й этап — оплата пошлины и подача документов в ИФНС
- 5-й этап — получение документов об аккредитации ОП из налоговой
- 6-й этап — послерегистрационные действия
- Нюансы работы структурного подразделения иностранной фирмы в РФ
Есть несколько способов, с помощью которых иностранный бизнес может инвестировать в российскую экономику. Возможные варианты действий:
-
создание российского юрлица с заграничным капиталом;
-
вложение средств в существующие российские организации или в недвижимость;
-
аккредитация обособленных подразделений (далее также ОП) иностранной фирмы на территории России.
В этом материале подробно остановимся на последнем способе. Рассмотрим пошагово, как открыть в России филиал или представительство зарубежной организации, какие есть особенности у данного способа ведения предпринимательства в России.
Справка. Филиал — это структурная единица юрлица, которая может осуществлять функции самой организации полностью или в части. Представительство осуществляет лишь презентацию и защиту интересов компании на месте. Оно не может заниматься предпринимательской деятельностью. Выбирая форму представительства, зарубежное юрлицо обычно преследует такие цели как анализ рынка, осуществление исследований в области маркетинга, реклама, привлечение и поиск партнеров и инвесторов.
Как открыть обособленное подразделение зарубежного юрлица в РФ?
Аккредитация ОП зарубежного юрлица — многоэтапная процедура, которая регулируется законодательством РФ и нормативными актами той страны, где находится сама компания.
1-ый этап — подготовка Положения об ОП
К формату Положения об ОП нет обязательных требований. Оно составляется в свободной форме. Главное — отразить в содержании сведения:
-
о самом юрлице, в котором создается подразделение (его организационная форма, название, адрес);
-
данные подразделения (тип, название, место расположения в РФ);
-
способы управления подразделением;
-
цели создания ОП в РФ и виды запланированной деятельности.
Помимо указанной информации в Положение можно включить иные данные, которые отражают особенности функционирования ОП в России и не идут вразрез с местными законами.
2-й этап — вынесение Решения о создании ОП
Данное решение принимается в соответствии с нормами законодательства иностранной компании и ее учредительным актом.
3-й этап — подготовка документации на регистрацию ОП в ФНС
Регистрацией компаний и подразделений таких юрлиц в России занимается ФНС (налоговая служба в лице уполномоченных ею инспекций). Чтобы открыть ОП заграничной фирмы в РФ, нужно представить в регистрирующую ИНФС полный перечень документов:
-
заявку об аккредитации по форме №15АФП;
-
решение о создании ОП;
-
положение об ОП;
-
учредительные акты зарубежной компании;
-
справку из реестра организаций государства, в котором зарегистрирована фирма;
-
документы директора, которые удостоверяют его полномочия в России;
-
ИНН или иной официальный акт иностранного государства, который подтверждает статус фирмы-налогоплательщика в стране ее создания.
В заявлении в обязательном порядке необходимо указать сведения о количестве зарубежных сотрудников (даже, если работников нет) и заверить эти данные в Торгово-промышленной палате РФ. Для этого нужно предварительно подать указанный выше перечень документов в ТПП РФ с просьбой о таком заверении. Услуга платная, ее стоимость составляет примерно от 18 до 21 тыс. руб.
Важно! Вся документация предоставляется в налоговую не позже года с момента принятия решения об открытии ОП в России. Любой документ на иностранном языке переводится на русский язык с официальным заверением такого перевода.
4-й этап — оплата пошлины и подача документов в ИФНС
За регистрационный учет ОП заграничного юрлица взимается пошлина в размере 120 тыс. руб. После оплаты пошлины можно подавать заявление и иные документы в ФНС:
-
лично;
-
или почтой с описью вложений и уведомлением о вручении.
5-й этап — получение документов об аккредитации ОП из налоговой
Срок регистрации ОП иностранной фирмы в РФ составляет 15 дней. Если с документами все в порядке, ФНС в течение этого срока внесет в реестр аккредитованных ОП запись и выдаст заявителю свидетельство и информационный лист.
6-й этап — послерегистрационные действия
После осуществления учета для нормального функционирования ОП в РФ нужно:
-
получить уведомления из органов статистики и внебюджетных фондов (ПФР, ФСС);
-
открыть расчетный счет в кредитной организации;
-
получить документы о персональной аккредитации сотрудников-иностранцев (при необходимости) в ТПП РФ.
Нюансы работы структурного подразделения иностранной фирмы в РФ
Иностранные бизнесмены должны знать о некоторых нюансах работы ОП зарубежных компаний, прежде чем принимать решение о таком варианте ведения предпринимательской деятельности в РФ.
-
Все сделки ОП иностранной компании подчиняются требованиям валютного контроля (даже если открыт рублевый счет). Это значит, что каждую сделку и платеж нужно подтверждать в банке, предоставляя соответствующий пакет документов.
-
Открытие ОП обойдется намного дороже, чем создание дочернего ООО или АО. Например, при открытии юрлица с зарубежным участием госпошлина составляет 4 000 руб., а иностранного филиала — 120 тыс. руб. + расходы на заверение численности работников в ТПП РФ.
-
ОП иностранных юрлиц не вправе применять льготные режимы налогообложения (УСН) в отличие от дочерних ООО/АО.
Если вы намерены вести деятельность на территории Российской Федерации, готовы оказать всестороннюю консультационную поддержку и профессиональную помощь в создании обособленных подразделений.
